Грузоперевозки имеют очень давнюю историю, причём технологии доставки товаров непрерывно совершенствуются, увеличивается длина маршрута перевозок, и в то же время уменьшаются их сроки. В настоящее время организация грузоперевозок – многогранная логистическая процедура, в которой задействована масса ресурсов, она связана с оформлением большого количества документов. Тем не менее, её основная задача осталась прежней – доставка груза в нужную точку без потерь.
Зарождение грузоперевозок
Стартовым моментом можно считать изобретение колеса. Вскоре после этого появились первые повозки, в которые впрягали вьючных животных – лошадей, ослов, мулов, оленей. В повозки укладывался необходимый груз. Сопровождаемые погонщиками, животные перевозили телеги зачастую на большие расстояния. При этом повозки использовались не всегда – небольшой по объёму и массе груз переносился непосредственно на спине вьючного животного. До сих пор в труднодоступных местах (в горах, пустыне, тундре) местные народы используют такой способ транспортировки грузов, однако со временем он всё больше воспринимался как экзотика.
Великий Шёлковый путь
Такое название дал целой сети караванных дорог немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Этот торговый путь впервые упоминается в 138-м году и функционировал до XIV века. Его существование стало важным этапом в развитии грузоперевозок. Великий Шёлковый путь имел длину в несколько тысяч километров – от Китая до стран Европы и Ближнего Востока.
Несколько интересных фактов про него:
- Название связано с тем, что из Китая на запад перевозился шёлк (а также фарфор, бумага, чай и специи);
- Большинство древних среднеазиатских государств появились благодаря Шёлковому пути;
- Доставка товаров осуществлялась на верблюжьих караванах, так как значительная часть пути пролегала через пустыни;
- Великий Шёлковый путь – самая протяжённая наземная торговая магистраль в истории;
- На ключевых стоянках, начиная с X века, можно было заменить загнанных животных на отдохнувших.
Развитие водных перевозок
Первые морские перевозки появились ещё в древние времена, но осуществлялись они в пределах ограниченной территории – Средиземного, Чёрного, Эгейского морей, Персидского залива. Наиболее известными древними купцами и мореходами были финикийцы. Через несколько веков римляне упорядочили торговые морские маршруты, что привело к экономии финансов и времени в пути.
Бурное развитие этого вида грузоперевозок началось после Великих географических открытий в XV–XVII веках. В Европу из Америки, Азии, Африки шли торговые суда с золотом, драгоценными камнями, кофе, табаком, экзотическими фруктами и овощами, другим заморским товаром, пользующимся спросом. В обратные стороны поставлялась продукция из Европы. И в настоящее время грузоперевозки по воде не утратили популярность. На каждом континенте (кроме Антарктиды) расположены десятки и сотни морских и речных портов.
Развитие наземных перевозок
Этот вид доставки грузов развивался под влиянием технического прогресса. В XVI веке были изобретены дилижансы – это большие вместительные кареты, в которых запрягали лошадей. Вначале они рассматривались как пассажирский транспорт, но вскорости люди поняли, что на дилижансах можно доставлять различные грузы. Несколько позже лошадей заменили паровыми машинами, что резко увеличило скорость перевозок.
Следующий принципиальный шаг вперёд был сделан во второй половине XIX века с появлением и массовым строительством железных дорог, в том числе в труднодоступных ранее глубинных районах. Это позволило значительно расширить географию внутриконтинентальных перевозок.
Вскорости (после изобретения двигателя внутреннего сгорания) появилось и автомобильное сообщение. Оно использовалось, в том числе, и для перевозки крупных партий грузов. Со временем грузовой автомобильный транспорт совершенствовался, его становился больше. Более густой становилась сеть автотрасс. Это предоставляло новые возможности. Именно автомобильные грузоперевозки сейчас являются самыми востребованными.
Появление и развитие грузовых авиаперевозок
Появление воздушного транспорта в массовом объёме в корне поменяло состояние логистической отрасли, стало революционным шагом. Оно позволило перевозить грузы на значительные расстояния за очень короткое время. До появления гражданской авиации это было невозможно. Теперь меньше, чем за сутки, можно доставить груз в любой населённый пункт, где есть аэропорт (а далее, при необходимости, и в соседние населённые пункты на автомобиле).
Развиваются не только способы перевозки, транспорт. Разрабатываются более совершенные логистические схемы, которые позволяют организовать регулярное сообщение с минимальными затратами времени и средств. История грузоперевозок продолжается и в наши дни. Есть основания предполагать, что в этой отрасли появится не одно новое решение.