Морские грузоперевозки – одна из услуг, которую оказывают транспортно-логистические компании. В рамках этой услуги производится доставка грузов по морским путям на большие расстояния. Она осуществляется в мировом (межконтинентальном) масштабе, регламентируется международным законодательством и правовыми нормами стран, между которыми осуществляются перевозки.
Преимущества морских грузоперевозок
По сравнению со многими другими способами доставки товаров перевозка по морю обойдётся сравнительно недорого – в том числе за счёт удобства погрузки на современные морские суда и выгрузки с них больших партий грузов. Имеются и несколько других важных преимуществ:
- Наличие достаточного количества судов большой тоннажности и вместимости;
- Возможность разгружать суда современных конструкций в открытом море при проблемах с входом в порт;
- Наличие общей нормативной базы, по которой проектируются и строятся суда;
- Возможность доставки груза в любой континент из любого порта в мире;
- Единая правовая база, регламентирующая основные принципы грузоперевозок;
- Надёжность грузоперевозок в плане сохранности груза.
Недостатки морских грузоперевозок
Если необходимо быстро доставить товар в удалённую точку, отправка его морем будет не лучшим решением, так как скорость морских перевозок невысока, а доставка привязана к существующим портам. Сам процесс погрузочно-разгрузочных работ, хоть и доведён в настоящее время почти до автоматизма, всё-таки является сложным и занимает много времени.
Ещё одним недостатком морских грузоперевозок является зависимость от погодно-климатических условий. Если они неблагоприятные (шторм, сильные осадки, шквалистый ветер), то скорость доставки ещё более снижается. Кроме того, для оказания этой услуги необходим солидный стартовый капитал. Зафрахтовать, а тем более, приобрести морское судно стоит очень дорого.
Используемые морские суда
Морские межконтинентальные грузоперевозки осуществляются с использованием следующих разновидностей кораблей:
- Танкеры – для перевозки жидкостей, например, нефти и нефтепродуктов;
- Рудовозы и балкеры – для транспортировки насыпных грузов;
- Многопрофильные корабли – для штучных товаров в индивидуальной упаковке;
- Рефрижераторные суда – для перевозки скоропортящихся грузов;
- Суда для перевозки контейнеров.
Правила упаковки грузов
На многовековой практической базе морских грузоперевозок сформировались определённые правила упаковки товаров. При их соблюдении практически гарантируется высокий (до 99%) уровень сохранности груза даже при неблагоприятной погоде и продолжительной перевозке. Требования к упаковке следующие:
- Наличие сплошной деревянной обрешётки, дополнительно фиксированной прочной металлической лентой в нескольких местах;
- Обязательное размещение товаров на паллетах, по периметру которых расположены толстые деревянные рейки;
- Укрепление каждого ящика дополнительными деревянными слоями защиты;
- Качественное укрепление контейнеров при осуществлении морских перевозок.
Регламентирование морских грузоперевозок
Главная правовая база, которая регламентирует грузоперевозки по морю в морском масштабе, опирается на двух нормативных документах:
- Мировой конвенции о стандартизации, которые затрагивают правила, принятые в Гааге в 1931 году;
- Конвенцией ООН о морских грузоперевозках, разработанных в 1992 году Комиссией при ООН и ЮНЕСКО Юнситрал.
Эти документы придерживаются единых стандартов правил международных морских транспортировок. Основное отличие состоит в подробности документов. Гаагские законы включают в себя 3 пункта на каждый документ, а Гамбургские правила – до 15.
В каждом конкретном случае перевозка по морю регламентируется обоими законами, только применяются различные пункты правового регулирования.