Сфера внутренних и международных перевозок – одна из самых пострадавших в современных условиях, когда зафиксировано уже несколько «волн» распространения COVID-19. Из-за пандемии были разорваны многие связи между изготовителями и покупателями продукции. Соответственно, это негативно сказалось на бизнесе транспортных компаний.
Из-за соответствующих ограничений, на которые накладывается экономическая стагнация во многих странах, объём транспортировок грузов уже упал примерно на 30% по отношению к «доковидному» периоду.
Главные тенденции на мировом рынке грузоперевозок
- Существенное уменьшение потока грузов из-за коронавируса и сопутствующих факторов – закрытия границ, предприятий, неустойчивости валютных курсов, снижения платёжеспособного спроса;
- Отсутствие сколь-либо понятных и постоянных правил, поддерживаемых государствами;
- Разорение и уход с рынка небольших транспортных компаний;
- Объединение нескольких бизнесов в единый ради выживаемости на рынке;
- Минимизация закупок товаров с одновременным ростом спроса на ремонт и сервисное обслуживание;
- Резкое повышение спроса на доставку сборных грузов, что в какой-то степени стимулирует развитие транспортных услуг;
- Массовый демпинг с целью сохранить свою долю рынка хотя бы за счёт снижения цен.
Российские логистические реалии
В данное время (речь идёт о транспортной ситуации на период осени 2021 года) индустрия переживает не самые лучшие времена. В соответствии с оценками ведущих специалистов, только в Российской Федерации за последние два года убытки перевозчиков приближаются к отметке 500 миллиардов рублей. Основные из них приходятся на перевозки авиасообщением, так как уже весной прошлого года, зимой и осенью этого года пришлось отменять многие авиарейсы, в том числе грузовые. Многие склады заполнены товаром, но с них не производится отгрузка из-за падения рынка.
В подобной ситуации находятся перевозки по морю и автомобильным транспортом. При этом за счёт переноса значительного грузопотока с воздушных на железнодорожные перевозки последние, как минимум не пострадали. Демпинг работает и в этой сфере, но в меньшей степени.
Меры государственной поддержки
Так как перспективы отрасли весьма туманны, субъекты транспортно-логистического рынка хотят организации системы государственной поддержки в условиях, когда из-за коронавируса происходит значительное уменьшение грузопотоков.
В частности, российское правительство ввело приостановку платежей по нескольким налогам. Помимо этого, компании-перевозчики выступили с предложением по предоставлению субсидий по банковским и лизинговым платежам, затратам на ГСМ и т. д. Однако в первую очередь поддержка оказывается государственной транспортной отрасли – федеральным железным дорогам, авиакомпаниям, у которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Коммерческим предприятиям государственная помощь оказывается опосредованно. Помимо налоговых каникул, практикуется отмена либо уменьшение дорожного сбора. Оказывается разовая адресная помощь тем организациям, которые несут наибольшие убытки, связанные с ограничительными мерами. В сфере автомобильных перевозок важными шагами могут стать уменьшение таможенных пошлин и ставки НДС на транспортные запчасти.