Организация грузоперевозок – стабильно популярная услуга, которая может приносить хорошую и стабильную прибыль. Поэтому в эту сферу часто заходят начинающие предприниматели, несмотря на высокую конкуренцию. Но для этого необходимо решить организационно-финансовые вопросы, оформить всё официально и, главное, приобрести транспортное средство.
Кроме того, придётся изучить логистику, на должном уровне разбираться в устройстве автомобиля, даже если вы наймёте специалиста по организации доставок и механика.
С чего начать
Вначале следует подробно изучить рынок грузоперевозок в своём регионе. Стоит подробно познакомиться с сайтами наиболее крупных компаний. Если потребуется, сделать несколько звонков для понимания уровня цен. Нужно понять, какие грузы чаще всего перевозятся, какой транспорт для этого используется.
Далее на основе этой информации рассчитываются предполагаемые затраты, анализируются предполагаемая прибыль в ближайшие годы и сроки окупаемости. Желательно составить структурированный бизнес-план. Если у вас есть знакомый финансовый аналитик, хотя бы немного знакомый с логистическим рынком, отлично. Но сейчас в интернете имеются сервисы, позволяющие сформировать бизнес-план самостоятельно.
Регистрация
Основной вопрос – регистрироваться ли в качестве ИП или открыть юридическое лицо (например, в форме ООО). Для начинающих перевозчиков выгоднее работать индивидуальными предпринимателями. Для них созданы несколько льготных налоговых режимов, например, УСН и ЕНВД. Кроме того, у ИП сильно упрощено ведение бухгалтерской отчётности. Это значит, что можно сэкономить на найме собственных бухгалтеров – по крайней мере, на первоначальном этапе.
Однако существуют и недостатки такого подхода:
- При дальнейшем развитии бизнеса (а на него человек и рассчитывает) проходится всё равно регистрировать ООО;
- В случае неблагоприятной ситуации перед кредиторами ИП отвечает своим имуществом;
- Уровень доверия у заказчиков выше у юрлица по сравнению с предпринимателями.
Приобретение автомобиля
Как правило, приобретение транспортного средства – наиболее затратная статья на ранней стадии деятельности. Сколько приобретать грузовиков какого вида – перевозчик решает сам. Это зависит от характера, объёма и массы груза, величины стартового капитала. На рынке представлены грузовые автомобили, разнообразные по типам и характеристикам.
Возможно, на самых первых этапах стоит не покупать машины, а взять их в аренду/лизинг. Эта услуга набирает популярность в нашей стране, так как многие нуждаются в щадящих финансовых условиях в непредсказуемой экономической ситуации. Но в долгосрочной перспективе придётся несколько переплатить.
Оформление изначальных документов
Любое перемещение грузов сопровождается документацией. Прежде, чем начать работать, надо создать формы для их оформления. На их основе ваши сотрудники смогут легко выписывать необходимые документы.
У водителя (экспедитора) должны быть права на вождения и/или оформленная доверенность, путевой лист, транспортная и товарно-транспортная накладные на груз, договор от заказчика на оказание транспортных услуг, полис ОСАГО.
В ряде отраслей требуются и другие документы. Перед началом деятельности следует изучить этот вопрос.
Найм сотрудников
Нет смысла на первых этапах создавать разветвлённую структуру персонала. Это связано с большими затратами на зарплату и налоги. Но без специалистов определённого профиля вряд ли удастся обойтись, так как бизнес без них существовать и развиваться не будет.
Вам наверняка понадобятся главный бухгалтер (хотя бы по совмещению), слесарь-механик (если вы сами не ас в автосервисе, да и в этом случае тоже). Нужен специалист по логистике, хотя бы один водитель высокой квалификации – на случай подмены или необходимости выезда в другую точку. На случай правовых разбирательств требуется юрист.
Это по минимуму. При развитии бизнеса потребуется расширение штата сотрудников.
Привлечение клиентов
Когда вся система создана, необходимо, чтобы потенциальный заказчик о ней узнал.
Это можно делать разными способами:
- Разместить рекламу в СМИ и в городе на бесплатных носителях;
- Проинформировать всех знакомых и родственников, бывших и нынешних коллег по работе;
- Использовать все доступные соцсети – не обязательно профильные;
- Если вы уже разово оказывали такие услуги, отзывы первых клиентов тоже могут помочь.